Школа Лагерь Онлайн
Меню

Сингапурская методика обучения: как она работает

25 февраля
Сингапур — небольшой, но очень богатый город‑государство в Азии, который прославился не только своим «экономическим чудом», но и достижениями школьников. Юные жители этой страны ежегодно демонстрируют самые высокие результаты в мире на олимпиадах по естественным наукам и математике. В основе этого успеха лежит сингапурская система образования. Это современная образовательная методика, главные принципы которой построены на развитии креативности, коммуникабельности и критического мышления у учеников.

Как выстроена система образования в Сингапуре

Как и в России, в Сингапуре система школьного обучения состоит из трёх уровней: начальные, средние и старшие классы. Учёба в начальной школе длится 6 лет. Первые 4 года отводятся на изучение математики, литературы, искусства, английского и одного из азиатских языков, социальных наук. После этого в течение 2 лет дети могут самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины, в которых они лучшие. Школьникам доступны факультативные предметы, посвящённые граждановедению, заботе о ментальном здоровье, кибербезопасности и программированию. В конце шестого класса проводится первое экзаменационное оценивание.

В системе образования Сингапура после начальной школы происходит распределение учащихся по потокам. На выбор доступны три направления:

  1. Экспресс — учёба по ускоренному методу;

  2. Академическое — акцент на гуманитарные и естественные науки;

  3. Техническое — упор на IT и технологии, например, программирование.

Помимо базовых дисциплин ученики выбирают дополнительные предметы для общего развития.

В старшей школе учатся от 1 до 3 лет. В Сингапуре выпускники могут поступать в колледжи, техникумы и университеты.

Особенности сингапурской системы обучения

Сингапурская система образования основана на простом принципе — учить меньше, учиться больше. Подход к образовательному процессу построен на чёткой структуре урока и групповой работе. Занятие представляет собой некий конструктор, который состоит из разных тематических блоков и алгоритмов.

В самом процессе образования сингапурская система отличается тем, что в учёбу вовлекаются сразу все дети, поэтому никто не остаётся обделённым вниманием. Класс делится на команды из четырёх человек, которые вместе работают над заданиями и периодически меняются. Ещё одна фишка — бирки с номерами. Учитель оставляет их на парте и не обращается к учащимся по имени. Этот приём называется Numbered Heads Together — пронумерованные головы.

Объединяясь в группы, школьники увлечённо общаются, обмениваются информацией, самостоятельно обучают друг друга. Всё происходит под контролем преподавателя, который в конце урока подводит итоги совместного труда, оценивает и корректирует ответы.

Среди других особенностей такой системы образования можно выделить:

  • Никто не отвечает по одиночке. Задания передаются от одного ученика к другому. В процессе обсуждения один из представителей группы делится командными выводами и аргументами со всем классом. Так никому не удаётся отлынивать от учёбы;
  • Технологии не запрещаются, а поощряются. Сингапурская система разрешает использовать гаджеты: дети часто ищут ответы не в учебнике, а в Интернете. Это готовит их к работе с разными источниками информации, когда главное — скорость нахождения решения, а не где именно оно было найдено;

  • Лидеры подтягивают отстающих. Педагоги отмечают, что сингапурская система обучения помогает учащимся, которые испытывают сложности с освоением того или иного материала. Их не наказывают, наоборот, сильные одноклассники помогают им разобраться в теме на основе своего опыта. При традиционном подходе слабым ребятам приходится рассчитывать только на себя или репетиторов.

Сингапурская технология образования уделяет большое внимание развитию личности каждого ребёнка. Учителя выступают не только в качестве наставников, но и воспитателей, которые прививают детям понятия равенства, взаимопомощи, сотрудничества и справедливости. Отсутствие жёстких ограничений и правил даёт возможность юным умам развивать нестандартное и креативное мышление, действовать за пределами рамок и шаблонов.

Сингапурская методика: основные приёмы

Одно из ключевых отличий сингапурской методики обучения — повышение вовлечённости и мотивации каждого ребёнка за счёт уникальных методических приёмов. В российских школах даже появилось такое понятие, как «сингапурить» — увлекательно и нестандартно проводить урок. Всего в этой системе образования около 250 приёмов, на основе которых по кирпичикам строится занятие. Рассмотрим несколько наиболее универсальных:

  • High Five. Учитель поднимает ладонь и произносит фразу «Хай файв», после которой ребята должны тоже поднять руки и сосредоточить внимание на наставнике. Этот сигнал призывает к началу урока или к созданию тишины в классе;

  • Motivational question. Во вступлении к занятию на рассмотрение учащихся выносится ключевой вопрос по изучаемой теме. Например, улучшилась ли крестьянская жизнь после отмены крепостного права;

  • Take off — Touch down. Детям задаётся однозначный вопрос: те, кто отвечают «Да», должны встать, а те, кто «Нет» — остаться на местах. Таким образом удаётся опросить всех в классе всего за минуту;

  • Clock buddies. Команда должна выполнить одно задание за отведённое время, а по его истечению — поменять свой состав. Такая система обучения помогает школьникам научиться быстро принимать решения в изменчивых ситуациях;

  • Timed Pair Share. Учащиеся в пределах ограниченного времени разбиваются на пары и работают над решением одной и той же задачи, затем обмениваются между собой готовыми ответами;

  • Quiz Quiz Trade. Сначала ребята опрашивают друг друга по теме урока, а после сигнала меняются карточками с ответами. Этот процесс несколько раз повторяется. Подобная методика обучения помогает находить коллективный ответ на вопрос педагога;

  • Corners. Чтобы выполнить задание, ученикам предлагают разделиться на команды и разойтись по разным углам классной комнаты. Итоги командной работы затем выносятся на обсуждение с учителем;

  • Stir the Class. При выполнении задачи школьникам разрешается свободно ходить по кабинету, советоваться между собой. Подход даёт возможность каждому ребёнку ознакомиться с разными мнениями, сравнить их с собственными рассуждениями и провести анализ. После этого полученные результаты обсуждаются с обучающим детей преподавателем.

Интересно, что все приёмы сингапурской образовательной системы универсальные, поэтому их можно применять при изучении любой школьной дисциплины.

Плюсы и минусы сингапурской системы образования

В контексте российского образования сингапурская технология имеет несколько важных достоинств перед традиционной:

  • Взращивание навыков эффективной командной работы полезно для дальнейшей профессиональной карьеры;

  • В детском коллективе создаётся дружелюбная атмосфера: одноклассники поддерживают друг друга, благодарят за совместные успехи;

  • Учащиеся остаются сосредоточенными на учебном процессе, поскольку новые задачи удерживают внимание, а динамическое распределение по группам в рамках сингапурской методики помогает глубже изучать материал;

  • Ребёнок имеет право ошибаться, так как наставник только задаёт направление, а командное обсуждение помогает найти верное решение, сохраняя при этом свободу мнения каждого;

  • Каждый урок превращается в увлекательную игру, которая приносит детям удовольствие от учёбы, что исключает из школьного образования негативные эмоции.

Несмотря на хорошую результативность и эффективность, в российских реалиях при внедрении этой методики обучения могут возникать и трудности. Прежде всего необходимо обучить не только учителей, но и учеников, что потребует достаточно много времени для перестройки классических моделей поведения на занятиях. Кроме того, модель singapore будет затруднительна для детей‑интровертов, которые привыкли решать задачи самостоятельно и испытывают трудности при необходимости постоянной работы в команде. Также есть вероятность, что некоторые учащиеся будут перекладывать ответственность на более сильных одноклассников, не прилагая должных усилий к учёбе.