Проект с 1 классом
Сегодня снова Проект с 1 классом. Малыши работали фантастически!
Делали классные вещи:
- Играли в Да/Нетки — это наши контрошки, закрепляли тему «Этапы и роли моего проекта». Дети даже не поняли, что у них случился тест 🙂
- Изучили новую тему — «Ресурсы проекта» на примере мультфильма про Чебурашку. Удивлена, как дети взяли ее — быстро, легко, играючи.
- Делали практику «Похвали себя». Проект — единственный урок, где эта практика введена системно. На ней стоит остановиться отдельно.
Казалось бы, где проект, а где — самооценка. Логичнее было включить работу с собой в учебный план урока Коммуникации, например. Там тебе и отношения, и психология, и игротехники.
Но я доверяю своей интуиции и опыту ввода проектов в жизнь. Не будет никакого проекта, если ребенок не верит в себя.
Если сама мысль о том, чтобы сделать что-то большое вызывает тревогу и страх. Если боимся мечтать или (так бывает) не умеем это делать.
Мои личные наблюдения:
Дети с удовольствием хвалят себя и друзей!
Детям поначалу крайне непривычно это делать ????
Всегда есть 1-2 ребёнка в классе, для которых эта практика травматична. Об этом мы сразу сообщаем родителям.
Возможные реакции по третьему пункту:
- Пустой лист и сильнейший, в стрессе отказ от практики;
- Дети пишут о себе, обесценивая себя и не стесняясь в выражениях. Говорят, что хвалить себя им не за что и у них нет суперспособности, нет желаний. Увидев впервые «ни за что» у 7-летнего ребёнка я испытала шок;
- Можно я выйду (попить, пописать, читаем — попереживать)?
Что делать нам с родителями? Рецепт от психолога, психотерапевта, тета-хилера Галины Момот, которую мы пригласили в прошлом году на Семейный день специально и по этому вопросу в том числе — продолжать хвалить. Продолжать «Я-высказывание» и предлагать, предлагать, предлагать. Сначала в группе, потом в паре, потом индивидуально.
Стоп-сигналы для детей:
- нельзя говорить неприятное во время групповой практики, только хорошее:
- не хочешь — не делай, не выходи в круг, не заполняй лист, не участвуй. Только добровольное желание или инициатива.
Стоп-сигналы для взрослых:
- не принуждать, не заставлять, не предлагать дважды, если получен отказ;
- не приглашать в круг похвалы, если ребёнок сопротивляется.
Результаты? Они есть.
Второклашка после года отказа пишет «Олечка-пусечка».
Новичок-третьеклассник, спустя 4 месяца пустых листов «Похвалилок», наконец, написал: «Чтобы все оставили меня в покое» и гордо сдал его.
Инсайты первоклашек ждем в следующем году.
Заряжена и благодарна детям и их родителям!