Для чего нужно cмысловое чтение?
Многие родители знают, как трудно объяснить ребенку, что чтение — это не только полезно и необходимо для детского развития, но и жутко интересно. Не каждый может открыть детскому сознанию литературный мир и показать, что через чтение сказок, рассказов, повестей и романов можно попасть в другие миры.
Часто, заставляя ребенка читать для галочки ✅ родители не задумываются, что дети совсем не вникают в смысл прочитанного? и ругаются на то, что их чадо не может рассказать о сюжете произведения.
А ведь чтение и усвоение прочитанной информации — это база, фундамент для всех образовательный результатов, которые родители и преподаватели ожидают от детей.
Чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека, и играет важную роль в социализации учеников. Грамотное чтение помогает в работе с большими объемами информации и обеспечивает успешность ребенка в учебе и взрослого в работе.
Чтобы научить ребенка вникать в смысл прочитанного, анализировать сюжет, вычленять главную мысль и пересказывать сказку или рассказ, следует прибегнуть к методу смыслового чтения. Мы подробно разберем этот метод, как с ним работать и поймем, как же увлечь ребенка литературой.
Смысловое чтение — это метод, который помогает достичь понимания информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
При вдумчивом чтении у ребенка активно работает фантазия, представляются новые образы и развивается креативность, а при глубокой работе с ключевыми словами пополняется словарный запас. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Метод смыслового чтения состоит
из 3 главных фраз
1. Восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла.
Происходит некая расшифровка прочитанного, при которой слова и фразы обретают смысл и образы. В этой фазе чтение включает просмотр, установление значений ключевых и незнакомых слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ.
2. Извлечение смысла и интерпретация текста.
Здесь происходит объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, упорядочивание и классифицирование, суммирование и различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
3. Создание собственного нового смысла.
То есть – присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Для обучения смысловому чтению применяются несколько методов, в том числе: развитие анализа задания, поиск ключевых слов в заданиях и анализ их с первоначальным текстом, ответы на поставленные вопросы, определение последовательности событий в сюжете, сопоставление иллюстраций с текстов(поэтому так необходимы картинки в книгах), анализ и перенос событий сюжета на собственный опыт, сравнение своих возможных действий с действиями персонажей.
Вот некоторые задания, которые можно использовать при применении метода смыслового чтения.
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
Во время урока учащимся можно предложить самостоятельно задать вопросы к сюжету отдельного параграфа или всего прочитанного произведения. А затем ответить на вопросы друг друга.
Тонкие» вопросы – требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, предполагающие подробный, развёрнутый ответ и объяснение. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
Тонкие» вопросы – требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, предполагающие подробный, развёрнутый ответ и объяснение. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
«Чтение с остановками».
Во время чтения учитель делает остановки для того, чтобы спросить детей о том, что произошло в только что прочитанном предложении или параграфе или чтобы спрогнозировать дальнейшее развитие сюжета.
«Читаем и спрашиваем».
Ученики читают про себя предложенный текст, а затем объединяются в пары для обсуждения. Вместе выделяют ключевые слова, формулируют вопросы и отвечают на них, корректируют друг друга при ошибках и неточностях.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 2-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Таким образом ребенок будет вовлечен в процесс чтения, заинтересуется им и уже в начальной школе научится не просто без запинки читать текст, но и понимать сюжет, анализировать его и персонажей.